plus minus gleich

Вендинг в Санкт-Петербурге

Вендинг во всем мире этот способ ведения бизнеса считается удобным и не требующим серьезных вложений, но и в этом казалось бы, простом бизнесе есть свои подводные камни. По мнению экспертов, в Санкт-Петербурге торговых автоматов даже слишком много при том, что рынок еще недостаточно развит.

Быстрая прибыль

По словам Егора Спиваковского, члена правления Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли, потенциал российского рынка составляет 1,5 миллиона вендинговых аппаратов. При этом их количество по России не превышало 100 тысяч по состоянию на март 2013 года.

Во всем мире вендинг-бизнес считается прибыльным: по оценке экспертов, торговые автоматы могут приносить до 1000% прибыли годовых, а за свой срок службы они могут окупить себя в десятки раз.

В числе плюсов такого бизнеса — быстрый оборот капитала. Средства, вложенные в приобретение оборудования, могут многократно окупиться до износа автомата. Срок окупаемости автоматов, по оценке экспертов, составляет до полугода, а срок их службы при этом составляет до десяти лет.

Прибыль может прийти довольно быстро: с момента приобретения наполнителя до момента его продажи проходит минимальный отрезок времени. Средства, которые оператор вложил в наполнитель, обычно возвращаются в течение месяца или двух. При этом с выручки оператор может получить 70-100% прибыли.

Отмечается также, что вендинг — это бизнес, в который можно войти с минимальным капиталом и с минимальными усилиями, а если что-то пойдет не так, его легко продать (за исключением, конечно, тех случаев, когда автоматы оказываются никому не нужными).

Участники рынка, однако, предостерегают от легкого отношения к вендинг-бизнесу. По их словам, не стоит преуменьшать затраты на стартовый капитал, а вложения далеко не всегда окупаются так быстро, как хотелось бы.

Для такого бизнеса есть и типичные подводные камни. К примеру, нередки случаи, когда меняется внешний вид национальной валюты и система защиты купюр от подделок: в этих случаях приходится вкладываться в переоборудование монетоприемных устройств.

Еще одним подводным камнем может оказаться ситуация, в которой торговые автоматы оператора окажутся «заложниками» арендодателя. Это нередко случается из-за задолженности за аренду квадратных метров. К примеру, оператор освобождает занимаемое помещение в связи с истечением срока аренды, но автоматы остаются на своих местах, а требование вернуть их собственнику остаются без ответа. В таких ситуациях приходится обращаться за помощью в суд.

Бананы и контактные линзы

Автомат может продать все. Любой товар, который продает человек, теоретически может продать и автомат, но на практике далеко не все виды вендинга оказываются одинаково выгодными. В освоении нового вида автоматизированных продаж каждый раз приходится идти методом проб и ошибок, и зачастую оказывается, что выбранный товар вовсе не нужен потребителю в выбранном месте.

Помимо традиционных автоматов, продающих кофе, снеки и прохладительные напитки, существуют также более оригинальные предложения. К примеру, во многих торговых центрах Санкт-Петербурга уже более трех лет стоят автоматы по продаже контактных линз. Также рядом с несколькими станциями петербургского метро с 2011 года стоят зонтоматы — автоматы по продаже зонтов. Стоит признать, что для Северной столицы такие автоматы более чем актуальны, и этот бизнес, судя по всему, не спешит исчезать. Существуют также автоматы по продаже бытовой химии, колготок, сахарной ваты, лекарств и даже аксессуаров для мобильных устройств.

Не все идеи одинаково хороши для вендинга. Существуют примеры довольно оригинальных, но нерентабельных вложений.

Так, в 2004-2005 годах в России появились автоматы по продаже презервативов. Эксперты изначально считали эту идею провальной из-за того, что в России неприменимы зарубежные бизнес-модели работы с подобными автоматами. В результате российские вендинг-операторы так и не смогли разработать подходящую модель, и сейчас закупленное оборудование пылится на полках: его трудно даже продать.

Около шести лет назад в России появились автоматы для платной зарядки мобильных устройств. Это предложение тоже не нашло своего потребителя по вполне очевидной причине: такая услуга не востребована. Сложность работы с такими автоматами в том, что зарядка, как правило, занимает долгое время, но при этом телефон нельзя упускать из виду. А случаи, когда телефон нужно срочно зарядить, редко когда совпадают с наличием такого автомата неподалеку. В результате оказалось, что у таких автоматов практически нет клиентов.

Еще одним нестандартным шагом в вендинге была установка автоматов по продаже бананов. Еще в 2008 году с одобрения петербургского комитета по образованию такие автоматы были установлены в нескольких школах в качестве эксперимента. Один банан стоил десять рублей: всего в сутки загружалось 200 бананов. По подсчетам фирмы, которая установила оборудование, школьники покупали 60 бананов в день. Тем не менее, эксперты выражали сомнение в рентабельности такого бизнеса и замечали, что это будет иметь смысл только в случае выполнения госконтракта. Отмечается, что процесс продаж требует ежедневного участия оператора, поскольку бананы должны быть свежими, а портится продукт довольно быстро. Об окупаемости, таким образом, говорить в данном случае не приходится.

Предложение перекрывает спрос

Вендинг-бизнес в Петербурге начинался спонтанно. Предприниматели, впечатленные зарубежным опытом, с энтузиазмом взялись за свежую идею. Свои дела они начинали порой без составления бизнес-планов и анализа рынка. Большинство тех, кто открыл свое дело в конце девяностых и начале нулевых, добились своих целей и на данный момент остаются крупными бизнесменами.

Тем не менее, сейчас многие направления вендинга уже развиты, и начать свой бизнес труднее, чем раньше: без четкого плана и продуманного выбора направления затея может обернуться убытками. К тому же имеется мнение, что автоматов в городе даже чересчур много при том, что спрос удовлетворен более чем полностью. «Эксперт Северо-Запад» решил опросить представителей нескольких вендинговых фирм о нынешнем состоянии рынка в Петербурге.

Александр Окс, коммерческий директор петербургской компании «Торговые автоматы», согласен с тем, что автоматов в Петербурге, пожалуй, даже слишком много.

«Я думаю, предложение перекрывает спрос», — рассказал он порталу «Эксперт Северо-Запад». Тем не менее, перспективы у рынка, по его мнению, еще остались.

В петербургском отделении компании «Сиба-Вендинг» порталу «Эксперт Северо-Запад» рассказали о том, что рынок еще недостаточно развит. «Максимум — на десять процентов», — сказал собеседник.

Спрос, по словам представителей компании, удовлетворен. «Спрос, который идет из открытых мест, покрывается полностью или почти полностью. Есть места, в которых люди даже не догадываются, что там стоит торговый автомат», — рассказали в «Сиба-Вендинг».

В компании также согласны с тем, что предложение на данный момент даже перекрывает спрос.

Впрочем, опрошенные участники рынка сходятся во мнении, что перспективы у рынка остались и он, безусловно, еще будет расти.

 

Рассрочка без процентов

Карта рассрочки Халва RU CPS

Полезное

Отправьте нам заявку





Нажмите на изображение, чтобы его изменить