plus minus gleich

QIWI планирует первичное размещение

QIWI удалось добиться очень неплохих показателей чистой рентабельностиБлагодаря уникальности бизнеса QIWI ее первичное размещение должно заинтересовать многих инвесторов.

Компания QIWI направила в Комиссию по ценным бумагам и биржам США проспект своего планируемого IPO. Пока большая часть его параметров остается неизвестной. В частности, под вопросом и то, в какую сумму будет оценена компания для размещения. Ситуацию осложняет отсутствие прямых аналогов для бизнеса QIWI.

О параметрах первичного размещения QIWI пока мало что известно: в проспекте не говорится ни об объемах, ни о сроках, ни о цене, ни о продающих акционерах. Из обозначенных параметров, пожалуй, можно выделить lock-up период: он стандартен и составляет 180 дней после размещения. Таким образом, наиболее интересной информацией, представленной в проспекте, является отчетность компании за последние годы.

По итогам 2012 года компания показала довольно скромный рост выручки — лишь 9%. Но при этом операционные издержки повысились совсем немного, и удалось резко нарастить операционную и чистую прибыль, а также EBITDA. По моим расчетам, на 79%, до 3,4 млрд руб. увеличился и чистый денежный поток. Таким образом, компании удалось добиться очень неплохих показателей чистой рентабельности. Долговая нагрузка QIWI незначительна, при этом на ее балансе на конец года находится большой объем кэша, который превышает выручку. В общем, финансовое положение QIWI более чем стабильно, и у нее есть хорошие возможности для развития.

Компания выделяет два основных операционных сегмента — дистрибуцию (QIWI Distribution) и QIWI-кошелек (QIWI Wallet). Рассмотрим динамику доходов в них (данные приведены по внутреннему учету компании, отличающемуся от МСФО).

Дистрибуция, на которую приходится почти две трети от общего дохода, включает в себя услуги платежных терминалов и киосков. Сегмент показал сокращение доходов по итогам прошлого года. Скорее всего, это связано со снижением комиссии, которую уплачивают мобильные операторы платежным контрагентам, так как именно эти платежи составляют значительную часть всего потока, проходящего через платежные терминалы. Тем не менее операционная рентабельность в данном сегменте выросла почти на 5 п.п., до 17,8%. На QIWI-кошелек приходится порядка трети доходов компании, которые в данном сегменте повышаются намного быстрее. В прошлом году они увеличились вдвое. Еще более высоким был прирост операционной прибыли в данном сегменте. Фактически он является главным драйвером развития компании.

QIWI довольно подробно описывает риски, присущие ее бизнесу. Хотелось бы выделить некоторые из них. Прежде всего это сложная конкурентная среда. QIWI фактически удовлетворяет потребность клиентов в платежных услугах при слабо развитой банковской системе. Однако последняя развивается и составляет конкуренцию альтернативным платежным сервисам. Кроме того, у компании довольно много конкурентов, оказывающих аналогичные услуги. То же самое можно сказать и по поводу услуги электронного кошелька.

Кроме того, географическое расширение бизнеса, связанного с платежными услугами, оказываемыми через терминалы, также сопряжено с определенными рисками. Такая бизнес-модель сформировалась в России во многом благодаря опережающему развитию мобильной связи и интернет-торговли по сравнению с банковской сферой. Потребность в упрощенной обработке больших объемов платежей наличными была решена с помощью терминалов и электронных кошельков. Однако в развитых странах такого разрыва не было, а данная ниша занята банками, в том числе по причине намного более высокого уровня развития безналичных платежей.

В СМИ сообщается, что продающими акционерами станут основатели и инвесторы компании, притом наиболее крупные из них — Mail.ru Group и японская Mitsui. Объем размещения может быть и довольно большим, так как внутренние документы компании предусматривают наличие двух типов обыкновенных акций А и В с разным количеством голосов — 10 и 1 соответственно. Таким образом, скорее всего, основатели компании сохранят контроль над ней за счет наличия акций класса А.

Также размещение предусматривает опцион организаторам на размещение дополнительного объема акций в случае переподписки. IPO должно быть интересно инвесторам, так как QIWI в своем роде уникальна, и известных аналогов за рубежом у нее нет. Впрочем, в связи с этим особенно остро встает вопрос оценки актива. Ориентир оценки для бизнеса по электронным платежным услугам есть. В конце прошлого года Сбербанк приобрел 75%-ю долю сервиса Яндекс.Деньги, исходя из его оценки примерно в $80 млн, или четыре годовые выручки. Учитывая специфику той сделки и меньший размер бизнеса Яндекс.Денег, я считаю, что в случае аналогичного бизнеса QIWI оправдан дисконт. Если оценить его примерно в три прогнозные годовые выручки, а остальную часть бизнеса — в одну, то справедливая оценка всей компании составит примерно в $750 млн. Также ориентиром цены может служить сумма, в которую в январе 2011 года японская Mitsui оценила всю компанию при последней сделке с ее акциями — $644 млн.

При этом продающие акционеры компании должны получить очень высокий доход на свои инвестиции. Сообщается, что диапазон оценки компании составляет $0,8-1 млрд, что примерно соответствует рассчитанной мной справедливой цене.

Можно предположить, что продающие акционеры могут довольно гибко подойти к цене размещения, так как их инвестиции должны быть существенно ниже тех сумм, которые они могут получить при продаже своих пакетов. Если предположить, что Mail.ru продаст всю свою долю, то при обнародованной СМИ приблизительной оценке компании доход продавца составит около $171-214 млн. Получение такого внереализационного дохода должно стать положительным для компании событием.

 

Рассрочка без процентов

Карта рассрочки Халва RU CPS

Полезное

Отправьте нам заявку





Нажмите на изображение, чтобы его изменить